АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В  детском саду «Ақбота»

1

Антикоррупционное воспитание дошкольников.


Антикоррупционное воспитание в системе дошкольного образования осуществляется в рамках реализации задач нравственного воспитания детей во всех видах детской деятельности.
Цель антикоррупционного воспитания заключается в создании условий для формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций этических представлений, навыков культурного поведения, дружеских чувств, восприятия отзывчивости, справедливости, сочувствия, заботы, доброты, позиции неприятия неправомерного поведения. А также для развития волевых качеств: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
ФГОС дошкольного образования отмечает важность воспитания у ребенка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине.
Формами организации работы по формированию антикоррупционного мировоззрения являются
1.организационно-методическая работа с кадрами,
2.инструктивно-методическая работа, работа с воспитанниками.
Организационно-методическая работа с кадрами:
• формирование профессиональных компетенций педагога в области антикоррупционного воспитания;
• совершенствование форм и методов работы с детьми;
• организация различных видов деятельности с детьми; •
разработка положений конкурсов, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения;
• организация проведения игровых и обучающих программ.
Инструктивно-методическая работа:
• проведение родительских собраний, собраний трудового коллектива по вопросам формирования антикоррупционного мировоззрения;
• консультации для педагогов, родителей, обучающихся;
• размещение на стендах дошкольной образовательной организации информации антикоррупционного содержания.
Основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в условиях Реализации требований федерального государственного Образовательного стандарта дошкольного образования.
Работа по формированию антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций включает следующие составляющие:
-уточнение представлений детей о таких понятиях, как «честность», «правдивость», «справедливость», «ответственность», «долг», «правила» и противоположных им понятий – «ложь», «коррупция», «проступок», «преступление».
- расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах поведения в социуме.
-формирование сознательного отношения к соблюдению правил поведения в социуме.

С учетом возрастных особенностей в процессе формирования антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций рекомендуется использовать следующие темы.

1.Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью для достижения общей цели.

2.Человек – член общества.

3. Взаимоотношения человека с другими людьми.

4.Культура общения.

5. Уважение к чужому мнению.

6.Человек – создатель и носитель культуры.

7.Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

8. Правила поведения в детском саду, в группе, в совместной деятельности со взрослыми. Обращение к воспитателю.

9.Коллектив группы, совместная деятельность, игры, отдых.

10.Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

11.Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в детском саду, группе, общественных местах.


Одной из задач дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Развитие у воспитанников дошкольных образовательных организаций социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности, коррупционного мировоззрения.
Необходимо выстраивать систему антикоррупционного воспитания необходимо с учетом интеграции образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Рече вое развитие, Познавательное развитие.
Каждая из этих областей решает ряд задач. Так, Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного от- ношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
В образовательной области Речевое развитие можно использовать:
• составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам;
• беседы;
• разучивание стихотворений, пословиц, чтение сказок, рассказов. Рекомендуемые литературные произведения, способствующие формированию нравственных ориентиров – совестливость, справедливость, ответственность, трудолюбие:
И. А. Крылов «Чиж и голубь», Л. Н. Толстой «Лев и мышь», «Косточка», «Старый дед и внучек», Н. Артюхова «Большая береза», В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора», Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш», «Серая шейка», С. Аксаков «Аленький цветочек», В. Берестов «Бабушка Катя», «Заячьи лапы», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», К. Паустовский «Растрепанный воробей», И. Токмакова «Это ни- чья кошка», В. Осеева «Синие листья», «Печенье», М. Зощенко «Не надо врать», А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». Русские народные сказки: «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Пословицы: «Хорошо тому добро делать, кто его помнит», «Рука руку моет, и обе белы живут», «Милость велика, да не сто- ит и лыка», «Своего спасибо не жалей, а чужого не жди», «Худого человека ничем не уважишь», «Лучше не дари, да после не кори», «Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль», «Плохо не клади, вора в грех не вводи», «Не в службу, а в дружбу».
В образовательных областях Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие рекомендуется использовать беседы, сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки, способствующие:
• формированию представлений воспитанников о профессиях, призванных обеспечивать в обществе соблюдение закона и правопорядка;
• формированию представлений воспитанников о правилах поведения, принятых в обществе;
• формированию представлений воспитанников о таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость», «правила», и противоположных им понятиях «ложь», «коррупция», «преступление»; • формированию знаний о современном этикете, культуре по- ведения в отношениях с разными людьми.
Основной формой обучения детей является игровая деятельность. Педагогам в ходе сюжетно-ролевых игр рекомендуется познакомить детей с профессиями, представители которых призваны обеспечивать соблюдение законности и правопорядка.
Методические материалы для Организации антикоррупционного воспитания детей Старшего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие»:
литературные произведения для чтения и заучивания. Рекомендуемые литературные произведения способствуют формированию нравственных ориентиров детей старшего дошкольного возраста: этических представлений, навыков культурного поведения, дружеских чувств, восприятия отзывчивости, справедливости, сочувствия, заботы, позиции неприятия неправомерного поведения.
Пословицы, поговорки.
• Гол, да не вор; беден, да честен.
• Честное здравствование сердцу на радость.
• И не велика беда, да честна.
• Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд.
• Лучше малые крохи с честностью, чем большие куски с лихостью.
• Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.
• Не красив собой, зато честен душой.
• Честных почитай, а гордых презирай.
• Честное дело не таится.
• Честный спит крепче.
• Не в силе честность, а в правде.
• Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
• Честность всего дороже.
• Честные глаза вбок не глядят.
• Где правда, там и счастье.
• Раз солгал – навек лгуном стал.
• Соврешь не помрешь – да впредь не поверят.
• У лжи короткие ножки.
• Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
    Конституциия гарантирует гражданам право на общедоступность и бесплатность общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Установление каких-либо денежных взносов (сборов) и иных форм материальной помощи в процессе обучения в образовательном учреждении не допускается. Если Вы по собственному желанию (без какого бы то ни было давления со стороны администрации, сотрудников образовательного учреждения, родительских комитетов, фондов, иных физических и юридических лиц) хотите оказать школе или детскому саду, где обучается (воспитывается) Ваш ребенок, благотворительную (добровольную) помощь в виде денежных средств, Вы можете в любое удобное для Вас время перечислить любую сумму, посильную для Вашего семейного бюджета, на расчетный счет учреждения. Вы должны знать!

1.Не допускается принуждение родителей (законных представителей) учащихся, воспитанников к внесению денежных средств, осуществлению иных форм материальной помощи со стороны администрации и работников образовательных учреждений, а также созданных при учреждениях органов самоуправления, в том числе родительских комитетов, попечительских советов в части принудительного привлечения родительских взносов и благотворительных средств. Установление фиксированных сумм для благотворительной помощи также относится к формам принуждения (оказания давления на родителей.) Родители обучающихся (воспитанников) не обязаны финансировать деятельность по содержанию и охране зданий образовательных учреждений, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса. Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих(членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение.

2.Администрация, сотрудники учреждения, иные лица не вправе: - требовать или принимать от благотворителей наличные денежные средства; -требовать от благотворителя предоставления квитанции или иного документа, свидетельствующего о зачислении денежных средств на расчетный счет учреждения.

3.Благотворитель имеет право: -в течение 10 дней со дня перечисления по доброй воле денежных средств на расчетный счет учреждения подать обращение в учреждение (по своему желанию приложить копию квитанции или иного подтверждающего документа) и указать в нем целевое назначение перечисленных денежных средств; -получить от руководителя (по запросу) полную информацию о расходовании и возможность контроля за процессом расходования внесенных благотворителем безналичных денежных средств или использования имущества, представленного благотворителем учреждению; -получить информацию о целевом расходовании переданных учреждению безналичных денежных средств из ежегодного публичного отчета о привлечении и расходовании внебюджетных средств, который должен быть размещен на официальном сайте образовательного учреждения; -обжаловать решения, принятые в ходе получения и расходования внебюджетных средств, действия или бездействие должностных лиц в досудебном порядке  ; -сообщить о нарушении своих прав и законных интересов при принятии противоправных решений, действиях или бездействии должностных лиц в контрольно-надзорные, правоохранительные органы.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ЗАКОН И ГОСУДАРСТВО - НА ВАШЕЙ СТОРОНЕ. НЕТ ПОБОРАМ!\

2